Сегодня пара исследований про музыку.
Сегодня пара исследований про музыку. Музыканты лучше слышат и понимают речь, особенно в шумном баре или на вечеринке. Ещё так могут радисты и другие интересные люди, но тут именно музыканты.
Тут решили разобрать пару музыкантов и посмотреть, почему. Взяли МЭГ. Оказалось, чем больше лет человек занимался музыкой, тем сильнее была синхронизация альфа-ритма между слуховой корой и высшими зонами мозга (префронтальной корой, нижней лобной извилиной и теменными зонами).
У обычного человека звук попадает в уши, обрабатывается в слуховой коре и отправляется дальше для осмысления по стандартным дорогам. У музыканта сигнал идёт мощнее, захватывая дополнительные области мозга. То есть “музыкальный сопроцессор” можно использовать и для других задач. Поток на “сопроцессор” идёт всё время, не только в шумной обстановке. Там два дополнительных расчёта: более точное декодирование тембра и интонаций и активация моторных зон (симуляция произношения) для лучшего предсказания речи.
То есть музыканты хорошо прогнозируют следующий токен звука )
С этим связано удовольствие от музыки. Если предсказание сбывается, мозгу нужно меньше энергии на обработку, всё достаётся из кэша. Если происходит что-то неожиданное (ошибка предсказания), мозг вспыхивает активностью, чтобы обновить свою модель.
Удовольствие в музыке от того, что сначала вам дали простой и понятный прогноз, а потом нарушили его, но красиво.
Тут искали, где строится предсказание. Взяли 7-тесловый фМРТ (ужасно мощный) Проигрывали десяти добровольцам 8 звуков, 7 из которых были одного тона, а один отличался. Оказалось, прогнозирование в коре. Она отправляет тормозящий сигнал вниз, в подкорковые структуры. А вот верхняя височная извилина в коре реагировала на любое изменение звука. Видимо, её задача — просто регистрировать факт перемен, а анализом правил занимаются другие зоны.
А тут играли незавершённую гамму и предлагали угадать следующую ноту. — Музыканты выбирали гармоничную подальше — Обыватели просто тупо близкую к последенй по частоте (пускай даже фальшивую по классической схеме)
Поменяли эксперимент, вместо гамм стали давать полные аккорды, задающие тональность + использовали тоны Шепарда — синтезированные звуки, которые кажутся бесконечно восходящими или нисходящими, у них нет четкой октавы. Это сбивало с толку восприятие ближе-дальше по высоте, заставляя мозг оценивать только музыкальную функцию ноты.
Профиль тональности:
- Тоника (главная нота) — наивысший балл. В До-мажоре это нота До.
- Трезвучие: остальные ноты основного аккорда (Ми и Соль) получили вторые по высоте оценки.
- Диатоника: оставшиеся ноты гаммы (Ре, Фа, Ля, Си) получили средние баллы.
- Хроматика: все ноты, не входящие в гамму (черные клавиши для до-мажора), получили самые низкие оценки.
Они пошли дальше и превратили эти оценки в вектора. Корреляция между профилями До-мажора и Соль-мажора составляет 0,59 (очень похожи). Дальше построили 4-мерную карту, где близкие по звучанию тональности находятся рядом. Математическое расстояние между родственными тональностями (например, параллельными мажором и минором) минимально — 0,649. Между максимально далекими (тритон) — 1,996. Дальше они сделали алгоритм, который считает соотношение времени звучания нот и угадывает тональность.
Дальше там критикуют игнорирование ритма и то, что вектора ненаправленные, а в разные стороны расстояние на слух воспринимается иначе, поэтому на минорах часто промахиваются в оценке.
Но мораль такая: чувство тональности — математично, и нефиг тут лезть со своим “я так чувствую”, это физика, и оно описывается соотношением.
Рядом вышел фундаментальный труд Эдвига Гордона “Learning Sequences in Music: Skill, Content, and Patterns”, он доказал, что музыка — это понимание синтаксиса. Учить ноты без умения слышать их функцию (тонику, доминанту) — бесполезно. Если вы не аудиируете — не понимаете смысл звука в контексте — не сможете его удержать и записать.
— Вступайте в ряды Фурье! | Самые мелодичные посты Бременские музыканты с их “Мы к вам приехали на час” — а вы уверены, что в оригинале прям точно музыканты?