Чем толще вы в старости, тем меньше у вас шансов на деменцию.
Чем толще вы в старости, тем меньше у вас шансов на деменцию.
Но есть нюанс. На самом деле нет. Да, но нет. Журналисты это уже подхватили, блогеры разнесли, а на самом деле перед нами работа, которая отлично показывает, чем следствие отличается от корреляции.
В Южной Корее проверили связь между индексом массы тела у дедов 65+ и шансом на Альцгеймера в течение следующих 10 лет.
Оказалось, что у пожилых людей недостаточная масса тела значительно повышает риск развития болезни Альцгеймера, в то время как избыточный вес и ожирение, наоборот, этот риск снижают. Чем ниже ИМТ, тем выше риск.
— Из национальной базы данных отобрали 148 534 человека 65+, которые проходили национальный медосмотр между 2002 и 2005 годами. Исключили тех, у кого уже были проблемы с сосудами или головой. — Считали ИМТ (масса в килограммах делить на на квадрат роста в метрах). Худые: ИМТ < 18,5, норма до 22,9, избыточный вес до 24,9 (Корея сурова), ожирение ≥ 25. — За участниками слежили 10 лет с 2006 по 2015 и ждали, когда к ним придёт Альцгеймер. Диагноз считался достоверным, если его записывали в медкарту и назначали соответствующие препараты. — Очистили данные от искажений по возрасту, полу, курению, бухлу, спорту, доходу, гипертонии, диабету, высокому холестерину, сердечно-сосудистым заболеваниям. — За 10 лет наблюдения у 22 279 человек развилась болезнь Альцгеймера.
Результаты: — Худые рискуют на 17% выше. — Толстые рискуют на 10% меньше, очень толстые на 17% меньше. — Диабет вносит искажения в эту пропорцию, повышая риски. Именно из-за этого искали факторы различий. — Решили, что дело в гормоне лептине. Он вырабатывается жировыми клетками. Чем больше жировой ткани, тем больше лептина. Этот самый лептин помогает уменьшать накопление бета-амилоидных бляшек — одного из главных признаков болезни Альцгеймера. То есть защищает нейроны от повреждения. При диабете воздействие лептина частично блокируется.
Слабые стороны работы: — Диагноз по карточке — Лептин не измерялся — ИМТ не различает жировую и мышечную массу. Возможно, дело в потере мышечной массы, которая часто встречается у худых пожилых людей. — Возможен обратный сценарий: болезнь Альцгеймера начинается незаметно за много лет до диагноза и один из её ранних симптомов — потеря веса.
А вот вторая работа. Тут провели 8 лет наблюдательного исследования. 5 тысяч участников американского исследования ARIC. На момент начала наблюдения (2011-2013 гг.) всем участникам было в среднем 75 лет, и ни у кого из них не было деменции. ИМТ мерили два раза, на начало и на конец наблюдения.
— Если просто посмотреть на вес людей в 75 лет, то да — те, у кого был избыточный вес или ожирение, имели на 14-19% меньший риск развития деменции по сравнению с людьми с нормальным весом. — Но! Риск деменции был сильно выше у всех, кто терял вес, вне зависимости от их итоговой весовой категории. — Люди, которые похудели и в итоге оказались в категории «нормальный вес», имели риск деменции в 2 раза выше! — Те, кто похудел, но всё ещё остался «с избыточным весом», имели риск в 1,6 раза выше. — Те, кто сильно похудел, но всё равно остался в категории «ожирение», имели риск в 1,4 раза выше.
То есть опасно было худеть в старости. Высокий вес в пожилом возрасте сам по себе не защищает от деменции. Это статистическая иллюзия.
В группу людей с нормальным весом попадало много тех, кто на самом деле похудел. А это похудение часто было нездоровым — оно могло быть ранним, ещё незаметным симптомом начинающихся проблем в организме, которые в итоге приводили к деменции (например, скрытые воспаления, метаболические сбои или даже самые ранние стадии самой деменции, влияющие на аппетит и вес). Из-за этих нездорово похудевших вся группа нормального веса выглядела более рискованной.
Вопрос задал худощавый @Load_Runner
— Вступайте в ряды Фурье! Лесорубы раскормили белку-летягу до 120 кг, чтобы самим не валить деревья