Первичный антигенный грех — это очень смешная штука.
Первичный антигенный грех — это очень смешная штука.
Коротко и поверхностно, как устроена иммунологическая память:
- В организм попадает патоген.
- Патруль из иммунокомпетентных клеток определяет, что что-то разгуливает по организму без документов (не подписано общим белком, который случайно генерируется при рождении и вставляется в каждую клетку).
- Забирает образец и несёт показывать его в лимфоузел.
- Пропустим, откуда берутся иммунные клетки и что они делают (это две отдельно мегасмешные истории), но через несколько шагов в организме очень много антител. Антитело — это маркер, который умеет опознавать геометрию конкретного нарушителя и втыкаться в него. На этом работа антитела исчерпывается.
- После исчерпания угрозы остаются B-клетки, которые могут в случае реинфицирования снова нагенерить очень много антител. Для этого им нужно показать образец нарушителя, и они сразу возьмутся за своё дело.
Это отлично работает, если в организм попадают старые известные инфекции или совсем новые инфекции. Наивные клетки занимаются новыми инфекциями, уже обученные — старыми.
В этот момент на сцену выходят вирусы, которые мутировали совсем немножко. Так, что геометрия у них узнаваемая, а функционал поменялся. Ну, примерно как все айфоны после пятого. Получается вот что: — Уже обученная B-клетка реагирует на такой вирус “я узнала” и начинает делать уже не очень эффективные антитела. — Наивные клетки не обучаются, потому что есть уже готовый ответ. — Вирусу пофиг, ваш старый Касперский ему ничего не сделает. — Организм страдает, но может только отвечать старыми антителами.
Это и есть антигенный грех, когда уже обученные клетки ничего сделать не могут, а новым не дают.
То есть если вы болели старым гриппом, а потом вакцинировались от нового сезонного, вполне возможно, что организм быстро посмотрит на обучающий материал, скажет “а, мы уже это знаем, идите в задницу” и, собственно, сбросит вакцину в дамп. Из этого есть много следствий, начиная от того, как собирать вакцины (они должны быть сильно отличающимися от известных инфекций, чтобы на обучающий материал пришли другие клетки) и заканчивая ещё кучей интересных эффектов в диагностике. И да, конечно же, есть антителозависимое усиление инфекции. Это когда лимфоцит кричит, “Иди сюда, сволочь!” — а лом, оказывается, к земле примёрз.
#гуманитарии_познают_мир